Управы и муниципалитеты: роли, которые они играют в жизни населения

14:08, 23 Марта 2015
Когда кому-то из нас приходится обращаться к местным властям, у человека, далекого от бюрократических тонкостей, может пойти голова кругом. Для начала следует разобраться с определениями.

Муниципалитеты VS Управы: кто за что в ответе

Всем городским хозяйством управляет мэр, ему подчиняются департаменты, обладающие различными функциями и полномочиями. Указания мэрии на местах выполняют префектуры административных округов, которым, в свою очередь, подчиняются управы районов. При этом параллельно с управами в районах существуют администрации муниципальных образований. Управы были созданы постановлением правительства Москвы, в их ведении – вопросы благоустройства, строительства, малого бизнеса, публичных слушаний на территории района. Администрации районов были образованы после принятия в 2003 году федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако, в Москве, в отличие от остальных регионов страны, они получили меньше полномочий, чем позволяет федеральный закон, так как значительная часть властных функций принадлежит управам.

Взамен районные «парламенты» получили некоторые дополнительные функции. С ними необходимо согласовывать результаты конкурсов на проведение работ по благоустройству дворов и ремонту подъездов, планы по массовым мероприятиям и перечень помещений для детских кружков, спортивных секций и других некоммерческих организаций. Перед депутатами ежегодно будут отчитываться главы дирекций парков и директора школ, они будут заранее получать информацию о районных аукционах.

Муниципалитет - это местный орган самоуправления. Проще говоря, это группа обычных москвичей, имеющих право решать множество важных вопросов районного значения. Должности в данной организации выборные. Муниципалитет занимается вопросами опеки и попечительства, сохранением объектов наследия, решением проблем бездомных животных, социальной работой с населением, досугом, спортом, организацией мероприятий и праздников, социальной защитой и аналогичными вопросами. Также появлялась информация, что муниципалитетам планировали передать ЖКХ, так как у них законодательно больше компетенции, чем у районных управ.
Муниципалитет действует на основании Положения, утвержденного муниципальным собранием

Управа района - территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы.

Управа занимается вопросами:

- жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства;

- строительства, землепользования и охраны окружающей среды;

- транспорта и связи;

- социальной защиты населения;

- молодежной, семейной политики, труда и занятости;

- образования, здравоохранения и культуры;

- организации физкультурно-спортивной работы;

- экономики, финансов, управления имуществом;

- потребительского рынка и услуг;

- информирования населения;

- организации взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными объединениями, населения;

- мобилизационной подготовки и взаимодействию с органами государственной власти

(военными комиссариатами, ОВД, ГОЧС).


В чем отличие Муниципалитета от Управы

Бюджет внутригородского муниципального образования складывается из двух составляющих: непосредственно из доходов и субвенций. Так называемые местные доходы отчисляются из налога на доходы физических лиц. Устанавливается некий коэффициент, он принимается Московской городской думой для каждого муниципального образования в отдельности, и налоги отчисляются в соответствии с этим коэффициентом. Субвенции - это деньги, выделяемые правительством Москвы, в том числе через бюджет, на выполнение полномочий.

Управа же получает деньги на развитие района из городской казны.

Муниципальные деньги жители вольны тратить на свое усмотрение, а у Управы возможны только целевые программы: как правительство Москвы решит, так и будет.

Префектуры и 125 управ - нелегитимные органы, которые никем не избираются. Их назначает мэр. Однако, когда возникла идея сократить ненужные образования, почему-то озвучивалось мнение, что надо ликвидировать не управы, что было бы логично, а ликвидировать, пожалуй, один из немногих, пусть и не очень влиятельных, участков исполнительной власти, которые могут контролироваться жителями через депутатов, которых они избрали (состав муниципалитетов формируется депутатами). Жители никак не могут контролировать Управы – только писать жалобы, и если их услышат, то, может быть, глава управы будет наказан. А если не услышат, то, ничего не произойдет.

Функции муниципалитетов и других органов власти, в первую очередь управ, дублируются. О работе муниципалитетов знают лишь единицы москвичей. Однако, если кто-то захочет нанять прислугу и заключить с ней договор о найме, ему обязательно придется познакомиться с таинственными муниципальными служащими, так как именно их юрист будет заверять требуемый договор.

Еще в 2012 году муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга обращались в Конституционный суд с просьбой упразднить московские префектуры, районные управы и петербургские районы, которые подменяют местное самоуправление.

Главное требование жалобщиков заключались в том, чтобы признать незаконным существующий в двух столицах порядок административного деления, при которых районные управы в Москве и администрации районов в Санкт-Петербурге подменяют собой органы местного самоуправления – муниципальные собрания и муниципальные советы соответственно.

С подачи мэрии Москвы и администрации Петербурга за местным самоуправлением был оставлен минимальный набор функций, которые свелись к организации деятельности органов опеки и попечительства, досуговых учреждений и проведения праздников районного масштаба. Муниципальной собственности, которая фактически оставалась единственным источником каких-то дополнительных средств, у муниципалитетов обеих столиц в ходе реформы также не оказалось: большинство объектов было переведено на баланс городов.

Правительство принимает новые поправки к действующим законам

В конце 2012 года с инициативой поправок выступили муниципальные депутаты Владимир Гарначук, Максим Мотин и Илья Свиридов: они уверены, что муниципалитеты неэффективны, дублируют работу управ и тратят лишние бюджетные деньги. Полноценно выполнять функции в сфере опеки, досуга и спорта муниципалитеты не могут, потому что решение сопутствующих бытовых вопросов почти всегда зависит от управ. Депутаты предложили провести в районах Тропарёво-Никулино, Таганский и Печатники эксперимент: упразднить муниципалитеты, вернуть их функции управам, а сами управы поставить под контроль муниципальных депутатов. В таком случае часть сотрудников муниципалитета образуют аппарат муниципального собрания, а остальные переходят на работу в управу.

6 февраля 2013 года Мосгордума приняла поправки к некоторым городским законам, и в результате которых в половине московских районов местное самоуправление лишилось возможности заниматься делами несовершеннолетних, опекой и попечительством, а также организацией массовых мероприятий. Эти функции перешли к управам.

По мнению муниципальных депутатов, подобные законы убивают местное самоуправление в Москве. В результате этого жители потеряют контроль над своим районом. Дело в том, что управа – это не конституционный орган, он обозначен только в одном московском законе «Положении об управах», который легко отменить распоряжением мэра. Высказывались предложения передать от управ муниципалитетам благоустройство, озеленение, капитальный ремонт, как это прописано в федеральном законе о местном самоуправлении. По Конституции органы местного самоуправления не входят в состав исполнительной власти, как в случае с управами. Получается, что вся страна живёт по Конституции, а Москва и Петербург – по своим собственным законам.

Также ими отмечалось, что в то время, когда муниципалитетам передавали государственные полномочия, их не передали до конца. Например, муниципалитет заливает каток, а управа делает освещение. А если она его не сделает, какой смысл заливать каток? Кроме того, расходование местного бюджета будет бесконтрольным, в случае, когда решает управа. Поэтому поступали предложения не отнимать, а, наоборот, расширять полномочия муниципалитетов, и не на словах. Например, передать им благоустройство и ЖКХ.

По мнению замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслава Тимченко, в результате всех этих реформ полномочия муниципалитетов как избранных органов власти не утрачиваются, утрачивается лишь часть функций. Фактически речь только о сокращении чиновничьего аппарата.

В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления управляют территорией. У многих москвичей возникает вопрос: не лучше ли было упразднить как раз управы, передав соответствующие ресурсы муниципалитетам? Однако, по мнению чиновников, управы — это, по сути, местные филиалы мэрии, если их упразднить, гражданам по поводу возникших хозяйственных проблем пришлось бы обращаться на уровень или два выше. Это неразумно и невозможно.

Назревает необходимость привести существующую в Москве действительность к разумному знаменателю. И при этом, следует действовать незамедлительно. Нет смысла в существовании подпольного муниципалитета с микроскопическими полномочиями и огромным штатом. В результате на выходе имеется разделение полей ответственности. Какой смысл в работе целого коллектива равному по количеству коллективу коллег из управы, выполняющего столь малые задачи за те же деньги, что и несущие на своих плечах целый район чиновники управ. Необходимо слияние двух органов власти, которые работают на одной территориальной единице. Важно и необходимо экономить деньги бюджета, при этом решая сразу две задачи: увеличение зарплат исполнителей, и ужесточая профессиональный контроль за работой объединенного органа власти.

Госслужащих сокращают на 30 %

В столице грядет оптимизация численности госслужащих. Как подчеркнул мэр Москвы: «Это не авральный вопрос, а системный подход к оптимизации численности штата органов госвласти». 20 марта Сергей Собянин подписал постановление о сокращении на 30%, численности госслужащих и работников органов исполнительной власти столицы и аппарата мэра и правительства

Как передает «Интерфакс», в документе указано, что сокращение проводится «в целях оптимизации предельной численности и фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Москвы». Постановление вступает в силу с 1 июня 2015 года.
Мэр Москвы сообщил о предстоящих сокращениях еще 17 марта на заседании правительства столицы. «Мы видим возможность сокращения штатной численности госслужащих на 30%. Это самое большое сокращение с перестроечных времен», — сказал Собянин, добавив, что будет необходимо сократить почти 3000 работающих госслужащих. При этом московский мэр заверил, что сокращение не ухудшит качество работы органов исполнительной власти Москвы.

Как признал градоначальник, в столице самое скромное соотношение числа жителей и госслужащих по сравнению с другими регионами. А возможность для оптимизации существует благодаря переходу на электронный документооборот, предоставлению электронных услуг, устранению дублирующих функций, снижению административных процедур.

Столичные власти при принятии решения проанализировали штатное расписание каждого департамента и структурного подразделения. Предполагается, что в первую очередь сокращение затронет вспомогательные подразделения: бухгалтерии, кадровые, юридические, информационно-технические, документационные и хозяйственные службы. Укрупнение структурных подразделений органов исполнительной власти и ликвидация дублирующих управлений и отделов станет вторым крупным резервом для сокращения.

Тем государственным служащим и работникам органов исполнительной власти города Москвы, кто будет высвобожден в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, полагается выплата компенсаций, предусмотренных действующим законодательством. При этом не будет проводиться дополнительных выплат.





Метки: Муниципалитет, управа, Москва, работа, задачи, закон, Сергей Собянин

Короткая ссылка на новость: https://www.zelao24.ru/~5VIGL



Понравился материал?

5
2


Читайте также

Сейчас читают



Лента последних новостей